Кузовной ремонт в гараже. Сварочный практикум

  • Категория:
  • Рейтинг:
    5.0/1
  • Просмотров
    2797
  • Дата добавления
    28.07.2018

Практически все работы, связанные с ремонтом механических и коррозионных повреждений — это работы с металлом. Вы должны уметь делать с металлом всё, что необходимо для ремонта, то есть зачищать, резать, сверлить и, в конечном итоге, сваривать.

Сварка — царица кузовного ремонта. И соответственно кормилица, если вы работаете за деньги.

Возможности, которые сварка даёт гаражнику, очень велики. Наличие сварочного полуавтомата и устойчивых навыков по сварке металлов позволит вам браться за уникальные проекты и восстанавливать, казалось бы, безнадёжно искалеченные автомобили. Я уже не говорю о самодеятельном автомобильном творчестве. Тут без сварки вообще нечего делать.

Способы соединения металлов электросваркой

При ремонте автомобильных кузовов применяется три основных способа соединения металла сваркой.

Сварка встык

1Сварка встык

Применяется при частичной замене кузовных деталей. Например, тогда, когда вы меняете деталь не полностью, а только фрагментарно. Разделывать шов (то есть снимать фаски с краёв свариваемого металла) при сварке встык тонкого листового металла необязательно. Эго придётся делать при толщине металла 2 мм и более.

Сварка внахлёст

2Сварка внахлёст

В этом случае один кусок металла накладывается на другой. Применяется, например, при приваривании заплат вместо проржавевших участков порогов, крыльев, пола и др. Сварку внахлёст применяют для соединения силовых элементов с кузовом автомобиля.

3Сварка через отверстие, или электрозаклёпка

Этот очень востребованный способ соединения кузовных деталей напоминает точечную сварку, применяемую при сборке кузова на заводе. При ремонте автомобиля применяется сплошь и рядом.

Сварка через отверстие, или электрозаклёпка

Сварка через отверстие, или электрозаклёпка

Новые пороги, крылья, различного рода усилительные накладки на силовые элементы кузова, иногда и сами силовые элементы также могут быть приварены электрозаклёпкой.

4Подготовка металла к сварке

Прежде чем варить металл, его нужно основательно очистить от всех видов загрязнений. К ним относится абсолютно всё, кроме самого металла.

Перечислим их.

  • Все виды ржавчины.
  • Старая краска, грунты и шпатлёвки.
  • Антикоррозионное покрытие всех видов.
  • Транспортировочный грунт (п. 11.5.1)
  • Жидкие автоконсерванты.

Все эти загрязнения могут сделать сварку невозможной или как минимум некачественной. Почему это происходит?

  • Загрязнения не проводят электрический ток, и вы не сможете даже начать сварку.
  • В условиях большого тепловыделения в процессе сварки некоторые загрязнения выделяют большое количество газов, которые выдувают жидкий металл из сварочной ванны. Вместо соединения вы получаете «дыру», а жидкий металл разбрызгивается во все стороны и может привести к ожогам и пожару.

В некоторых случаях сварные швы делаются пористыми, то есть некачественными, из-за тех же газов.

Свариваемые участки металла должны быть по возможности плотно прижатыми друг к другу. Это делается с помощью струбцин или временным креплением на саморезах. Зазоры между свариваемыми участками металла должны отсутствовать или быть по возможности минимальными.

Если этого не делать, то весьма вероятны сквозные прожоги краёв свариваемых участков. Особо это касается сварки встык тонкого металла. Если между краями имеется зазор, то есть риск сделать его ещё больше неудачной попыткой сварить.

Как с этим бороться, будет сказано чуть ниже.

5Виды сварочных швов

Точечный сварочный шов » Точечный сварочный шов

Вне зависимости от того, как вы варите металл — встык или внахлёст, — сварные швы бывают следующих видов:

Сплошной прерывистый шов — это чередование сплошных участков сварки длиной 15—25 мм с такими же перерывами. Строго говоря, размер участков сплошной сварки и интервал между ними вы можете выбирать по своему желанию, исходя из конкретной задачи.

Сплошными прерывистыми швами обычно соединяют силовые элементы кузова, сделанные из сравнительно толстого (1,5 мм и более) металла.

Сплошной шов может состоять из отдельных точек, расположенных вплотную с некоторым перекрытием. Это будет сплошной точечный шов. Такие швы чаше всего применяют при сварке тонкого листового металла.

Сплошной сварочный шов » Сплошной сварочный шов

Сплошной сварочный шов » Сплошной сварочный шов

Сплошной сварочный шов » Сплошной сварочный шов

Сплошной прерывистый сварочный шов » Сплошной прерывистый сварочный шов

Сплошной прерывистый сварочный шов » Сплошной сварочный шов

Сплошной прерывистый сварочный шов » Сплошной прерывистый сварочный шов

Сплошной прерывистый сварочный шов » Сплошной сварочный шов

Сплошной прерывистый сварочный шов » Сплошной прерывистый сварочный шов

Добавлю к этому, что в автомобиле редко применяют сплошные швы. Это связано с тем, что автомобильный кузов должен сохранять некоторую эластичность, чтобы уменьшить вероятность усталостных повреждений в процессе его эксплуатации. Сплошной шов также склонен к короблению, то есть нарушению геометрической формы соединения после остывания.

Все эти виды сварных швов можно делать на деталях, по-разному ориентированных в пространстве, а именно:

  • горизонтальные, или «на полу»;
  • горизонтальные же, но «на потолке»;
  • вертикальные, или «на стене» и их всевозможные комбинации.

Почему нужно учитывать расположение шва?

Потому что сварка происходит по-разному в зависимости от того, в каком положении её ведут.

Проще всего качественный шов получается при сварке «на полу». При сварке в других положениях расплавленный металл стремится вытечь из сварочной ванны, ухудшая качество шва, а также усиленно забивает своими брызгами сопло сварочной горелки.